19:05 

Истоки немецкого средневекового боевого фехтования

Как оказалось существует нет уж и мало источников по данному вопросу. Дабы начать с чего нибудь уже, располагаю трактат ниже. Основная ценность его, что он имеет немецкие корни. Для нас это уже первоисточник.

Рукопись MS 3227a — немецкая антология, составленная в 1389 году. Оригинал хранится в Немецком национальном музее Нюрнберга. Дёбрингер является лишь одним из четырех соавторов раздела про длинный меч. Остальные разделы касаются различных предметов, в том числе боевых искусств. Он продолжает традицию Иоганна Лихтенауэра, в тексте этот мастер упоминается как еще живой.

Стр. 13–17. Анонимный трактат о фехтовании



Приступим к искусству фехтования Мастера Лихтенауэра, на мечах, пешим и конным, без доспеха и в доспехе. И прежде всего должен ты узнать и понять, что есть только одно искусство меча, выдуманное и разработанное многие сотни лет назад, и оно есть основа и зерно всех искусств фехтования, и его полностью и совершенно изучил и им овладел Мастер Лихтенауэр. Не сам он выдумал и разработал то, что здесь написано, но он объехал и обыскал многие страны, где изучают и практикуют это искусство, потому что сам хотел узнать его.
Это искусство вполне серьезное и правильное, и идет по прямой и ищет кратчайшей дороги, и подходит, если надо рубить или колоть, так что если хочешь атаковать кого-нибудь, привяжи воображаемую нить к острию или лезвию и твоей цели. Поскольку рубить или колоть следует по кратчайшей и ближайшей траектории из возможных. В этом правильном фехтовании не надо резко и широко парировать или пытаться фехтовать слишком размашисто, ограничивая себя своими движениями.
Многие Мастера театрального фехтования говорят, что они сами открыли и выдумали новое искусство, и полагают, что их искусство день ото дня становится лучше. Но я бы с удовольствием посмотрел на такого, кто мог бы выдумать или сделать удар или движение, которые не происходят из искусства Лихтенауэра. Часто они всего лишь хотят изменить движение или дать ему новое имя, полностью из своей головы, и выдумывают длинные комбинации и парирования, и часто делают два или три удара, когда довольно и одного, или шага и укола, и за это их хвалят невежи. Они пытаются выглядеть устрашающе со своими неправильными парированиями и сложными комбинациями, с широкими и длинными ударами, которые получаются медленными и сами наносят удары, которые не достигают цели и раскрывают их самих. Они не обладают знанием дистанции, а это значит, они не фехтуют по-настоящему, а только изучают фехтование и упражняются на радость себе.
Но настоящее фехтование действует прямо. Оно простое во всех вещах, без задержек и ограничений, как будто привязана нить. Когда ты рубишь или колешь того, кто перед тобой, то тебе не помогут ни удары или уколы перед или за ним, по сторонам от него, или широкие движения, или многочисленные удары, если ты опоздаешь и упустишь шанс. Вместо этого бей прямо и прицельно в человека, в голову или в тело, что ближе и быстрее. Это делается быстро и одним ударом, а не четырьмя или шестью, которые раскроют тебя и дадут противнику шанс атаковать.Первый удар — это большое преимущество в фехтовании, как следует из текста. Поэтому Лихтенауэр говорит, что только пять ударов с другими техниками следует использовать в истинном фехтовании. И он учит наносить их прямо и просто, и так быстро и ровно, как возможно. Оставь в стороне весь грохот и изобретения театральных мастеров, поскольку эти пять ударов — основа искусства Лихтенауэра.
Отметь и уясни для себя, что невозожно объяснить искусство фехтования словами, как это можно показать руками. Потому раскрой свой разум и внимай, и чем больше ты сам будешь тренироваться, тем лучше ты будешь понимать его. Ибо практика лучше, чем искусство, твои упражнения принесут пользу без искусства, но искусство не очень полезно без упражнений.
Знай также, что хороший фехтовальщик должен прежде всего знать свой меч и уметь держать его двумя руками, между перекрестьем и навершием, поскольку так ты будешь в большей безопасности, нежели держа его одной рукой у навершия. И рубить ты будешь сильнее и лучше, если навершие будет крутиться и качаться, чем если бы ты держал меч за навершие. Если ты держишься за навершие при ударе, удар выходит не таким хорошим и сильным. Ведь меч как весы, если он большой и тяжелый, то и навершие должно быть большим и тяжелым, чтобы уравновесить его.
Также знай, что когда ты сражаешься, ты должен ступать осторожно и уверенно, будто стоишь на весах и приспосабливаешься к ним, когда идешь вперед или назад. Да будет тебе известно, что ты должен идти просто и быстро, спокойно и со знанием или чувством, без страха.
Также ты должен занимать нужную дистанцию в бою, не шагать слишком далеко, чтобы мог отступить назад, будь готов шагнуть вперед или назад. Часто перед длинным шагом делают два коротких. И часто надо сделать короткий прыжок с короткими шагами, и часто приходится делать хороший шаг или прыжок.
А что ты собираешься делать на самом деле или понарошку, скрой от него, чтобы он не знал ничего о твоих намерениях.
И когда ты сближаешься с ним, думая, что у тебя верная дистанция и ты можешь достать его, тогда ты должен атаковать быстро, на скорости, в голову или тело. Ты попадешь или промахнешься, и выиграешь первый удар, и не дашь ему сделать задуманное, о чем будет сказано позже.
Всегда высматривай верхние бреши для атаки, а не нижние. Действуй над его эфесом ударами и уколами искуссно и быстро. Ибо у тебя лучше дистанция над эфесом, чем под ним, и это гораздо безопаснее. Удар в верхнюю часть тела намного лучше, чем в нижнюю. Но может так случиться, что ты ближе к нижней бреши, тогда бей туда, как часто бывает.
Знай также, что ты должен приближаться к нему с правой стороны. И в фехтовании, и в борьбе всегда лучше делать так, а не прямо. Если ты знаешь эту технику и используешь ее, ты не плохой фехтовальщик.
Также знай, что когда ты фехтуешь всерьез, ты должен держать в уме законченный прием, технику или стратегию, которую собираешься провести до конца и правильно. Когда сближаешься с ним, делай это так, будто говоришь: «Вот что я намерен предпринять!» И тогда ты преуспеешь с Божьей помощью и не ошибешься. Делай что должен, храбро нападая на противника первым ударом, как станет ясно в дальнейшем.
К фехтованию относится с Божьей помощью атака справа, прямое и здоровое тело, подготовленное оружие. До, после, слабая и сильная [часть], удар и давление, стойки, защиты, уколы, чувство оружия, отдергивание, отвод и подвешивание, режущий удар, нападение, захват, борьба, знание и отвага, осторожность, хитрость и мудрость, дистанция и скрытность, расчет, интуиция и готовность, практика и хорошее расположение духа, ловкий шаг. В этих строках перечислены все основы и принципы. Все навыки фехтования постигай верно, как узнаешь из дальнейшего, все просто и естественно. Фехтовальщик, делай так, и искусство станет ясным. От меча защищайся хорошо и широко.
Движение — запомни это слово, это сердце и корона фехтования, сама суть фехтования. Все его содержание и основы будут упомянуты и разъяснены ниже. Когда фехтуешь, если ты хорошо обучен, ты будешь двигаться быстро, не мешкая, когда противник нападает. Умение состоит в том, чтобы поступать так без ограничений и без конца. Будь быстр, тверд и решителен, чтобы он не мог атаковать. Это благоприятно для тебя, и он будет ранен, когда не сможет ударить в ответ, и не сможет отойти, не получив удара. И после обучения, описанного здесь, истинно говорю, что противник не может защищаться без опасности. Если вы поняли это, он не сможет ударить.
Запомни, что постоянное движение содержит начало, середину и конец всего фехтования в соответствии с данным искусством и учением. То есть ты должен быстро совершать начало, середину и конец, без задержек и без препятствий со стороны противника, не давая ему ударить тебя. Этот принцип идет от двух слов, до и после, то есть удар перед и удар после, и в середине.

Перевод: Георгий Голованов
В дополнении: allhema.ru/index.php/general-articles/96-a-ment...

@темы: Первоисточники

URL
   

Furor-teutonicus

главная